Статистика
Онлайн всего: 9 Гостей: 9 Пользователей: 0
|
Мартирос Сарьян Martiros Saryan
Мартирос Сарьян Martiros Saryan |
|
|
|
 «Жизнь
природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в
положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков
же человек. Он не умирает, так как он – сама природа. Познание этого
есть познание бессмертия, возвышающее человека» (Сарьян).
Мартирос
Сергеевич Сарьян родился 16 февраля 1880 года в городе
Нахичевань-на-Дону в армянской семье. У родителей его был небольшой
участок земли на хуторе. Но жили они очень скудно. В семье росло девять
детей. В 1887 году семья переехала в Нахичевань, которая в то время
была одним из центров армянской культуры, а в 1889 году Мартирос
поступил в нахичеванское русское городское училище, окончив которое
устроился в городскую контору по подписке на газеты и журналы, увлекся
рисованием. Старший брат дал ему деньги на поездку в Москву, где он в
1897 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он
учился под руководством А. Корина, Л. Пастернака, А. Архипова, И.
Левитана. Позже его учителями стали В. Серов и К. Коровин. Первые свои
работы Сарьян показал на XXIII выставке учеников Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. С 1901 года он постоянно ездил в Армению,
откуда всегда привозил много интересных работ. Именно природа Армении
дала возможность ему искать новые принципы стиля, свою систему образной
выразительности. Сам он позже вспоминал: "Караваны верблюдов с
бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, стада
овец, коров, буйволов, лошадей, осликов, коз; базары, уличная жизнь
пестрой толпы; мусульманские женщины, молчаливые, скользящие в черных
покрывалах, в фиолетовых шароварах, в деревянных башмаках,
выглядывающие с плоских крыш квадратных домов; большие темные
миндалевидные глаза армянок - все это было настоящее, о чем я грезил в
детстве. Я почувствовал, что природа - мой дом, мое единственное
утешение... Природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой,
неведомой рукой,- мой единственный учитель". В 1904-1905 гг., по
впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, Мартирос Сарьян
создает первый цикл "Сказок и снов" - "Король с дочерью", "У подножия
Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т.
д. Первый цикл "Сказок", выполненный в основном акварелью,- это
поэтические диалоги с природой; плавные, поющие ритмы линий и
сказочность живописных форм придают этим небольшим работам совершенно
особое обаяние. Убежденность в единстве Вселенной, нерушимая связь
человека с природой и бессмертие всего живого была заложена в нем
изначально и послужила первоисточником его творческих исканий.
 Озеро фей
В ущелье Ахуряна
Любовь сказка У колодца В
1907 году Сарьян участвовал в выставке "Голубая роза", где вместе с ним
экспонировали свои картины П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, Н.
Крымов, П. Уткин, а в 1908-1909 годах его произведения появлялись на
выставках, организованных журналом "Золотое руно". Многие сюжеты его
картин сказочно-фантастичны, символичны, их колорит стилизованно
красочен, изысканно-декоративен. Однако постепенно его работы делались
более простыми и лапидарными. Большое влияние на молодого Сарьяна
оказало творчество французских художников-импрессионистов, Гогена,
Матисса, с произведениями которых он знакомился на выставках. В 1910
году Третьяковская галерея приобрела три его картины, которые были
созданы во время поездки в Турцию, в Константинополь - "Глицинии",
"Фруктовая лавочка в Константинополе", "Улица. Полдень.
Константинополь". Как отмечал в это время Александр Бенуа, Сарьян
обладал "большой чуткостью к краскам, которые у него особенно приятны,
изысканны по природе и в то же время изысканно дики".
 Персиянка Продавец лимонада Бедуин с верблюдом Улица. Константинополь, полдень Финиковая пальма
В 1911-1913 годах Сарьян совершил поездки в Египет и Иран, откуда
привез очень интересные, неповторимые по колориту произведения, которые
с большим успехом экспонировались на выставках "Мира искусства", Союза
русских художников, Московского товарищества художников и др.
Большинство работ было выполнено темперой на картоне. Сарьян не
добивался иллюзии глубинной перспективы, а почти все свои композиции
строил плоскостно. Рисунок у него, как правило, обобщен, главное -
сочетание и контрасты локальных пластов цвета. Большинство работ
ближневосточного цикла написано в один сеанс, без предварительных
эскизов. Сарьян часто повторял, что "все хорошее получается сразу", и не любил смешивать краски. Однажды
он сказал: "Краски, как и люди, обладают своей неповторимой
индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как
солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не
поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть
вместо отдельных интересных лиц безликую толпу!"
В Персии Женщина в маске Полевые цветы Цветы Калаки В
1916 году Сарьян женился на дочери известного армянского писателя,
преподавательнице армянской школы Лусик Агаян. Позже сам художник
вспоминал: "Между нами не было романа - это была встреча двух людей как
бы давно знавших друг друга. Мы никогда не расставались. Даже
простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это
самый близкий мне человек". Через год у них родился сын Саркис,
который стал историком армянской и итальянской литературы, а в 1920
году появился сын Газарос - в будущем композитор. Октябрьская
революция застала Сарьяна в Тифлисе. В 1919 году он организовал в
Ростове-на-Дону армянский краевой музей и Общество художников. А в 1921
году переехал с семьей в Ереван. Он активно участвовал в работе
Общества художников, Общества охраны памятников старины, художественной
школы, работал директором Государственного музея Армении. Много сил
отдавал общественной работе. В 20-е годы Мартирос Сарьян писал пейзажи,
портреты, быт своих земляков. Его картины имели большой успех на
выставках не только в Армении и России, но и за границей, например в
Венеции и Париже. В 1928 году в Париже проходила персональная выставка
Сарьяна. И корреспонденты отмечали, что редко какому художнику выпадал
такой успех в Париже. Однако потом, когда картины были отправлены
пароходом в обратный путь, почти все они сгорели... Красная лошадь Гора Арагац летом Армения Портрет поэта Глициния Полуденный пейзаж Ереван Гора Арагац Горы Гегама Караван Весениий деньМоя семья Лусик Сарьян В
1935 году Сарьян написал портрет жены - "Лусик Сарьян. Три возраста",
где его любимая женщина воспета им в трех разных временных образах, а в
1942 году создал "Автопортрет. Три возраста". Многих еще успел
изобразить Сарьян до своей смерти (5 мая 1972 года). Но пожалуй, самым
загадочным является его написанный в 1933 году "Автопортрет с маской".
Мариэтта Шагинян очень точно заметила, что назначение маски "не скрыть
лицо, а как-то подтвердить, раскрыть его, раскрыть не в национальной и
расовой, а в общечеловеческой значимости. Общее и постоянное, как
спутник рядом с меняющимся, мгновенным временем. Маска словно придает
портретам их вечный, неподвижный эквивалент в текучем времени".Автопортрет с маской  В
самых простых, обыденных сюжетах Сарьян искал "красноречивости" и, как
сам признавался, всегда чувствовал себя монументалистом, стремился к
максимальному обобщению всех образов. Он иллюстрировал "Армянские
сказки", произведения армянских писателей, оформлял многие спектакли, в
том числе и оперу "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова в Московском
театре имени К. Станиславского. Армянское правительство выделило ему
дом с мастерской, его картины экспонировались во многих странах мира. В
1940 году в журнале "Искусство" появилась статья художника "О моей
жизни и работе", которая дает ключ к пониманию его творчества. Сарьян
писал: "Я люблю в живописи свет и цвет, игру светотени. Я не
представляю себе живопись без солнечного света, вне обогащающего,
создающего бесконечные световые, страшно трудно уловимые переливы.
Французские импрессионисты дороги мне за свою любовь к цвету и свету..." Во
время Великой Отечественной войны младший сын художника был на фронте,
а сам Мартирос Сарьян писал много портретов и натюрмортов. Сарьян
писал цветы всегда - и в дни грусти, и в дни радости. Работая над
натюрмортами с цветами, он неизменно переживал минуты особого
вдохновения и, казалось, выверял основную линию своего искусства,
стремящегося к свету, к вечности. Должно быть, именно поэтому цветы
Сарьяна в большей степени, чем произведения любого другого жанра,
воспринимаются как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в
победе добра. "Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни,
могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в
жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и
пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными
матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."
Его цветы... Абрикосовое дерево в цвету Яркие цветы Полевые маки Осенние цветы Жёлтые цветы Цветы Розы В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы И его натюрморты...Виноград Натюрморт Дары осени Осенний натюрморт. Зрелые фрукты В
1960 году, когда отмечалось 80-летие армянского живописца, Илья
Эренбург написал: "Сарьян - не локальный художник, его корни в
армянской земле, его кисть не знает границ". В большинстве пейзажей
Сарьяна властвует солнечный свет. Он есть не только в хорошо освещенных
местах, но и в тени, он объединяет разные пласты цвета и придает всему
изображению особый лучезарный тон. Одной из самых известных стала
написанная в 50-е годы серия "Моя родина". В таких полотнах, как
"Армения", "Лалваре", взгляд как бы восходит к вершинам гор, а в "Сборе
хлопка" сначала движется по горизонтали и только потом взмывает ввысь.
В "Араратской долине из Двина" пространственные планы словно сменяют
один другой. Это желание художника придать нашему видению объемность,
объединить в полотне не только разные пространственные, но и временные
пласты ощущается и в его портретах. Сарьян прожил долгий век. За
девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного
и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда
не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых
начал жизни. Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972. Более подробная биография внутри архива.Сбор хлопка в Араратской долине В ботаническом саду Армения |
|
Категория: Сокровища культуры | Добавил: morkovka (10.10.2009)
|
Просмотров: 4596
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
 |