На нашем сайте мы уже
публиковали небольшие информационные материалы посвященные
художественным технологиям изготовления мебели: пирографии и
пиротипии, художественной росписи и резьбе по дереву. В этом же
ряду мы помещаем заметку, посвященную истории папье-маше.

Как
указывает БСЭ: "
Папье-маше
(франц. papier mâché),
буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса,
получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с
добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из
папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи,
театральная
бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью,
лакировкой,
тиснением "
С
точки зрения сегодняшней
классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и
его можно рассматривать, например, как одного из
предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП,
папье-маше
состоит из
волокон целлюлозы и небольшого количества клея.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали
первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к
импортным китайским и японским лакированным декоративным
изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию
производства в Европе
изделий из папье-маше

Из
папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий :
табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную
лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные
панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные
изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
Папье-маше
в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I,
который сделал государственной политикой коллекционирование предметов
искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство
художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры)
возникло только в 19 веке ( Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
К этому же времени относится расцвет
производства изделий из папьемаше в самых разных странах.
Например, во времена королевы Виктории, на британских островах
существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий.
Наиболее известные мастера этого периода
Jennings
и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне
и Нью-Йорке.
Слева показан стул викторианской эпохи
изготовленный из
папье-маше, а внизу фрагменты его росписи и перламутровой
интарсии
.
Существует три технологии изготовления изделий из
папье маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких
кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической
технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги.
Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей,
а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной
массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой
и на сутки помещается в теплое место. Затем она
подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и
высушивается. Полученная бумажная масса тщательно
перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном
помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного
теста. В качестве клея используют смесь крахмального
клейстера и столярного клея. Тесто выливают в
приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и
выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере
под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются
росписи.
Модели для формования изделий выполняют традиционно из
пластилина, глины, дерева и
гипса.
В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов
и повышения плотности изделий можно использовать давление и
температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и
моделей для них, в принципе, можно использовать
синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это
уже совсем другая тема.
Привлекательность
папье-маше для современного покупателя основывается скорее в
применении натуральных материалов и использовании
классической художественной традиции.
За рубежом есть большое количество людей, увлеченных
этим делом. Для тех, кто интересуется этим опытом мы приводим ряд
ссылок на зарубежные ресурсы по этой теме: